Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея
Главная Кроме того Воспоминания старого дома

Воспоминания старого дома

31 октября 2018

 Дом уже стар, слишком стар, ему уже более 140 лет и так хочется покоя и тишины. Дом любуется малиновым закатом, так ярко освещающим его окна, с удовольствием смотрит на людей, которые спешат с работы домой.

И вот наступает такая длинная ночь. Дому не спится, он подводит итоги своей жизни и вспоминает разное, по-старчески всхлипывая брёвнами и изредка поскрипывая половицами. Дому есть что вспомнить. Дом помнит очень хорошо, как его строил первый, любимый Домом хозяин по фамилии Голишев. Это был отчаянный и трудолюбивый человек. Дом никогда не видел его праздно сидящим на скамейке, хозяин всегда находил себе работу. Он пришёл в деревню откуда-то из России, хозяин не любил говорить о своей жизни там, как он называл, в Россее.
Одна большая и широкая улица в Болотном шла вдоль Тракта и называлась улица Московский Тракт. Голишев строил большой добротный дом в центре этой улицы. Здесь он решил поселиться навсегда, здесь будут жить его дети и внуки. Четыре большие светлые комнаты, большой добротный подвал и обширное подворье, где хозяин держал домашний скот и множество лошадей, ведь Голишев занимался ямским промыслом, и Дом помнит, когда на подворье было по 50 и более лошадей. Может, Дом задремал, и ему вдруг послышалось всхрапывание лошадей и неистовый лай собак. Он увидел своего хозяина в длинном овчинном  тулупе и в тёплой шапке, который заводил на подворье лошадей, тянущих груженые доверху сани. Увидел, как наяву, выскочивших полураздетых ребятишек, радостно встречающих своего тятьку. 
Очнувшись от дремы, покряхтывая и поскрипывая, Дом вспоминал, как мимо него изредка проносились с гиканьем верховые, взмахивая направо и налево нагайкой, разгоняя с дороги зазевавшихся детей и тёток в чёрных платках в длинных холщёвых юбках. Хозяин, наблюдая эту картину из больших окон, посмеиваясь, говорил, что опять повезли золото Царю-батюшке.
Видел и слышал Дом многое. Вот послышался звон, Дом хорошо знал, что это не светлый церковный колокольный звон и не ямщицкие колокольчики звенят, это звенят кандалы. Прищурив ставнями свои многочисленные окна, он с жалостью и страхом смотрел на измученных голодных людей, которые, понурив головы, медленно и устало брели по Тракту. Дом слышал, как хозяин шепотком рассказывал своей жене Акулине, что многие из закованных в кандалы пострадали невинно, за правду.
Радостно было Дому наблюдать, как хозяева вместе с детьми собирались по воскресеньям в церковь, которая была близко от Дома. Любил Дом, когда малиновым звоном звонили колокола на колокольне, любил смотреть на нарядных болотнинцев, спешащих в церковь. Много воспоминаний у Дома связано с церковью. Дом знал, что в 1843 году церковь в Болотном была освящена. Престол был один – во имя трёх Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских всех России чудотворцев. Помнит дом и ту страшную зиму 1864 года, когда Трёхсвятительская церковь занялась ярким пламенем, помнит, как плакали женщины и дети, глядя на яркие огненные языки.
Дом зябко поводит своими брёвнами, которые тут же начинают поскрипывать и подрагивать. От этого звука проснулись хозяева и, полежав в темноте, тут же заснули. А Дом вновь вернулся к своим воспоминаниям. Конечно, через три года на том же месте возвели точно такую же церковь, но теперь, как слышал Дом, престол в церкви был во имя Святителя Чудотворца Николая. Видел Дом, как с холщёвыми сумками в сторожку церкви бегали ребятишки, хозяин говорил, что они учатся грамоте. Потом подросли дети хозяина и тоже стали там учиться. Хорошее было время: весёлые детские голоса, ржание лошадей, обозы с товаром – всё это было как вчера.
Помнил Дом и то время, когда его стали ремонтировать пришедшие рабочие. Они приподняли его бревна повыше, углубив подвал. В верхних комнатах стал жить какой-то приезжий человек со своей семьёй, и Дом впервые услышал незнакомые слова «гувернантка» и «горничная». Семья же хозяина перешла в подвал. Дом слышал, как хозяин говорил, что это ненадолго. Вот построят железную дорогу, и инженер уедет дальше. Дом с интересом наблюдал, как инженер чертил какие-то бумаги. В свой кабинет он не пускал никого, уходя – закрывал на замок, и даже уборку комнаты делали при нем. А однажды Дом вздрогнул от незнакомого резкого звука, и за огородами промчалась большая железная лошадь. Вечером Дом чутко прислушивался к разговору хозяев. Оказывается, железную лошадь, так страшно ржавшую, называли паровозом. Паровоз этот будет возить товары и людей быстрее лошадей, и никакие расстояния ему не помеха. А Хозяин, сидя со своими домочадцами за столом, сетовал, что сейчас уже не надо держать столько лошадей и придётся заняться чем-то другим. 
Да, много помнит старый Дом – и хорошего, и плохого. Но на сегодня воспоминания утомили его, скоро – рассвет, а он ещё не отдохнул. Скрипнув в последний раз половицами, Дом удобно устраивается на отдых.

Тамара Хомченко

Комментарии (0)

Реклама
Каталог организаций