Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея
Главная Кроме того Взрыва не последовало

Взрыва не последовало

18 февраля 2015
Взрыва не последовало

Его видят на улицах города, в депо, где он работает помощником машиниста, в магазинах и кинотеатре. Много людей ежедневно встречается с ним. Его знают как хорошего труженика, опытного специалиста, но далеко не всем известно, что этот скромный, трудолюбивый и с виду совсем не воинственный человек совершил подвиг, в результате которого были сохранены сотни солдатских жизней. Об этом, наверное, не подозревают и те самые советские воины, которые благодаря его подвигу остались в живых и сейчас где-то трудятся, радуются жизни. Тогда, во время войны, это было в порядке вещей. Каждый выполнял свой долг и этим самым кого-то спасал от смерти. И уж подавно об этом подвиге ничего не знают их дети.

Человек этот — Николай Денисович Борисов. Он родился в 1923 году в селе Михайловка, Болотнинского района, Новосибирской области. Здесь он вырoc, отсюда пошел защищать Родину, и в последние дни войны при выполнении ответственного задания командования, рискуя жизнью, совершил подвиг, за что ему и его пятерым боевым товарищам Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года присвоено звание Героя Советского Со юза.

Дело обстояло так.

В первых числах апреля 1945 года войска 2-го и 3-го Украинских фронтов, преследуя отходящего противника, вышли к столице Австрии — Вене. Гитлеровское командование превратило этот город в крупный узел сопротивления и призывало свои войска оборонять его до последней возможности.

«Вена должна стать неприступной крепостью!» — заклинал своих солдат Гитлер, все еще надеясь сговориться с англо - американскими империалистами и с их помощью предотвратить неминуемый крах фашистского рейха или хотя бы спасти армию от русского плена.

В какой-то мере американцы способствовали этому.

Но благодаря героическим усилиям Советской Армии этому плану не суждено было сбыться.

5 АПРЕЛЯ советские войска начали штурм Вены.

Гитлеровцы оказывали ожесточенное сопротивление. Красавицу Вену с ее многочисленны¬ми историческими памятниками, зелеными парками, ажурными мостами и театрами, родину музыки и песен Иоганна Штрауса, потрясали сильные взрывы, обжигали пожары. Город, будто тяжело больной в горячечном бреду, стонал и вздрагивал. Гитлеровцы, теснимые с трех сторон, чувствовали близость своего позорного конца. В бессильной злобе они взрывали заводы, мосты, жгли жилые кварталы, продовольственные склады и хранилища.

11 апреля советские войска овладели центральными кварталами города, вышли к Дунайскому каналу и успешно преодолели его. Гитлеровцы продолжали упорно сопротивляться, намереваясь отвести главные силы на левый берег Дуная в венские пригороды Кайзермюлен и Флоридсдорф. Единственный путь отхода - через «Рейхсбрюккен» - мперский мост.

Советское командование, зная, что гитлеровцы в последний момент взорвут этот мост, с тем, чтобы преградить путь советским воинам и замедлить их продвижение, поставило командиру 2-ой гвардейской механизированной бригады гвардии подполковнику Иванову задачу: захватить мост.

Выполнение этой задачи командир бригады поручил командиру взвода гвардии старшему сержанту Андрею Кульневу - пытному разведчику, коммунисту, уроженцу города Семилуки, Воронежской области.

- Подберите ребят из своего взвода и с наступлением темноты - в путь! Основная ваша задача - разминировать мост, предотвратить его взрыв. Остальное - моя забота. Через час из 54-го отдельного гвардейского саперного батальона прибудут два лучших минера: гвардии старший сержант Максим Ластовский и гвардии рядовой Андрей Золкин. Оба - адежные, проверенные...

Из своего взвода Кульнев отобрал троих: коммуниста гвардии старшину Федора Минина, спокойного и рассудительного полтавчанина, и комсомольцев гвардии рядовых Григория Москальчука, уроженца Житомирской области, и сибиряка Борисова Николая Денисовича.

Получив подробный инструктаж и сдав документы, в ночь на 13 апреля разведчики отправились в опасный путь.

Маршрут был разработан заранее: сначала по Форгартенштрассе, потом свернуть в переулок, не доходя электростанции - еще один поворот, а дальше по обстановке.

Вдоль Форгартенштрассе двигались короткими перебежками, прижимаясь к стенам домов. Гитлеровцы изредка постреливали, освещая улицу ракетами. Кульнев шел первым, за ним - остальные. Замыкал группу гвардии старшина Минин.

По развороченной мостовой переползли на противоположную сторону и проскользнули в переулок. Здесь было немного спокойнее: этот район гитлеровцы считали своим тылом.

Немного передохнули, сориентировались, и снова в путь.

В полночь вышли на набережную Дуная и залегли. Перед ними, преграждая путь к реке, жарко пылали склады. На противоположном берегу горел пиротехнический завод. В неверном колеблющемся свете пожаров просматривалась черная громада Имперского моста. Чтобы добраться до него, надо было еще преодолеть широкую полосу огня.

Прикрывая глаза от летящих искр и отворачивая лица от знойного ветра, разведчики один за другим, где ползком, где короткими перебежками, пробирались вперед. Огонь гудел как живой. С треском рушились горящие балки. На разведчиков сыпались не только искры, но и головни. Этому бушующему морю огня, казалось, не будет, конца. Уже нечем было дышать, начала тлеть одежда...

Неизвестно, сколько времени продолжался этот марш-бросок через пылающие ряды складов,- наверное, всего несколько минут, но они показались вечностью.

Наконец, пахнуло прохладой. В отсвете пожара разведчики увидели маслянисто-черную гладь Дуная и совсем рядом мост. Подползли к воде, утолили жажду, осмотрелись.

На фоне неба отчетливо вырисовывались ажурные фермы моста, под ними - массивные опоры.

По мосту у правого берега прохаживался часовой. Перед мостом какие-то оборонительные сооружения (как по¬том выяснилось, подступы к мосту охраняли три танка, бронетранспортеры и автоматчики).

- Часового надо снимать, - в раздумье произнес Кульнев, - иначе ничего не выйдет!

- Разрешите мне!- вызвался Борисов.

- Только без шума,- после недолгой паузы согласился командир. - Москальчук!- позвал он. - Слышали, что я сказал? Идите с Борисовым!

Борисов приготовил нож и пополз к мосту. Москальчук - за ним. Остальные стали наблюдать за часовым.

Где-то грохотали раскаты взрывов, гулко били пулеметы, но разведчики старались не замечать этого. Зато они слышали каждый всплеск волны, каждый звук на мосту. Кульневу показалось, что позади часового промелькнула какая-то тень. Донесся едва слышный вскрик, и снова все стихло, но часового на мосту уже не было.

Борисов появился неожиданно.

- Все в порядке! - доложил он.

Разведчики тотчас же отправились к мосту. Кульнев на ходу распределил обязанности и уточнил задачу:

- Минин, Борисов, Золкин! Вы осматриваете левую сторону моста! А мы с вами, Ластовский и Москальчук, проверим правую сторону. Все провода резать! Если встретятся заряды - сбрасывать в воду!

БОРИСОВ вывел товарищей к мосту. Вслед за ним Москальчуком они поднялись по береговой опоре до продольной балки нижнего пояса фермы. Здесь разделились, как было условлено, и, цепляясь за переплетения металлических балок, осторожно, один за другим, стали пробираться к противоположному концу моста.

Когда достигли примерно середины моста, между балками обнаружили ящики со взрывчаткой. В этот момент на мост вступили вражеские танки. За танками прошла колонна пехоты. Потом опять танки…

«Сейчас пройдут войска, кто-то повернет рукоятку взрывной машины и...».

Эта мысль, как молния, пронзила сознание Борисова. И, наверное, не только его. Об этом же подумали все разведчики.

- Вот они! - едва не крикнул Борисов, обнаружив спускающиеся вдоль балки электрические провода.

- Режь! - спокойно ответил Минин. А над головой грохотали танки. Минин, Борисов и Золкин, когда все провода были перерезаны, уже не таясь, начали рубить ножами крепежную проволоку и сбрасывать в воду ящики со взрывчаткой.

Они торопились. Спешили и их товарищи на правой стороне моста.

Перебрались к следующей опоре. И опять вниз полетели ящики.

Достигнув опоры противоположного берега, разведчики повернули обратно, и только когда снова оказались на твердой земле, облегченно вздохнули.

Начало светать. Разведчики лежали под берегом на мокром песке и, не чувствуя холода, не отрывали глаз от моста. «Взлетит или не взлетит?» - с тревогой думали они.

В это время по северному берегу ударила артиллерия, а через несколько минут на мост вступили «тридцатьчет верки». Мост стоял. Он продолжал стоять и тогда, когда танки вышли на противоположный берег Дуная.

Разведчики бросились к мосту. Здесь они встретили командира бригады и доложили о выполнении задания...

Мост стоит и поныне. По нему движется транспорт, сотни тысяч венцев ежедневно проходят по нему. Они знают, что этот красавец-мост спасла Советская Армия, как и всю Вену, но вряд ли им известно, что здесь происходило в ночь с 12 на 13 апреля 1945 года, что если бы не был предотвращен взрыв моста, в этом районе города боевые действия наверняка затянулись бы. А это могло стоить не малой крови и для венцев. И уж, конечно, были бы разрушены многие здания, в которых они сейчас живут, которыми любуются и гордятся.

После войны вся шестерка отважных советских воинов вернулась к мирному труду.

Николай Денисович Борисов приехал в родную Сибирь. Сейчас он живет в городе Топки Кемеровской области, работает на железнодорожном транспорте.

Александр Матвеевич Золкин проживает в Луганской области, работает бригадиром в колхозе «Чуганский».

Максим Ануфриевич Ластовский тоже вернулся на родину, живет и трудится в селе Митлашевка, Черкасской области.

Андрей Митрофанович Кульнев из Воронежской области переехал в Ростов-на-Дону, работает заместителем директора педучилища по учебной части.

Федор Иванович Минин возвратился в родное село Ромодан на Полтавщине. Здесь он трудился до 1959 года, до последних дней своей жизни.

Григорий Мартынович Москальчук скончался в 1957 году. Он похоронен в селе Осивцы, Брусиловского района, Житомирской области, где он родился, жил и работал.

Такова история подвига шести советских воинов. Таковы их послевоенные судьбы.

P.S.: В 1950 году в звании старшины Борисов был уволен в запас. Проживал в городе Топки Кемеровской области, работал машинистом тепловоза. Скончался 24 декабря 1988 года.

Комментарии (0)

Реклама
Каталог организаций