Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Фотогалерея
Главная Общество А на войне он был радистом

А на войне он был радистом

25 февраля 2015
А на войне он был радистом

1925 год. В деревне Смирновка, Алексеевского сельсовета, в обычной крестьянской семье на свет появляется сын Василий. Так сложилось, что мальчик рано остался сиротой. В деревне случился большой пожар и, к сожалению, родители Василия погибли.

- Так я попал на воспитание к чужим людям, - вспоминает Василий Ефимович. – Хозяин семьи, в которой я рос, сказал: «Иди, работай в колхозе. Нечего сидеть». А тут как раз к нам в деревню приехал мужик из Кемеровской области и позвал работать шахтером. Ну я, недолго думая, и согласился. Мне тогда было, наверно, лет 16… Я прошел курсы шахтеров, но долго не работал там, тяжело было. А вскоре и война началась!

Василий Ефимович решил вернуться домой, приехал в Болотное, снял квартиру и устроился на работу. Тогда была такая работа – базарщик. Сегодня Василий Ефимович с улыбкой вспоминает, как ходил по базару, проверял талоны. В феврале 1943 года молодому человеку исполнилось 18 лет.

– Меня вызвали в военкомат и вручили повестку, - рассказывает Василий Ефимович. – Что ж, попрощался со всеми, сказал: «Ничего со мной не случится!». Я был уверен, что вернусь домой… Поехал в Новосибирск и попал в школу радистов. Несколько месяцев учили нас «Морзянке», отбивали мы точки да тире. А потом посадили на поезд и отправили в Москву!

Весело ехали молодые сибиряки в неизвестность, не подозревая, что их ждет дальше, и вернуться ли они обратно. Перед отъездом солдатам выдали необходимую одежду. И, как сейчас со смехом вспоминает Василий Ефимович, многие парни по дороге распродали штаны да рубашки, и в Москву приехали с пустыми руками.

- Приехал я в часть, а там аэродром с двумя тяжелыми бомбардировщиками, - вспоминает ветеран, - бомбардировщики эти летали только ночью – бомбы сбросят и обратно прилетают. В экипаже летчик, штурман и радист. Но я летать не смог, меня в воздухе укачивало, так я уж на земле связь налаживал. Назначили меня начальником радиостанции аэродрома. Вот так я и служил! Месяца через три отправили нас в Брянск, перекинули все самолеты и радиостанцию вместе с ними. В Брянске как раз наши отбили территорию, кругом немецкая техника, самолеты… Там какое­-то время остановились, связь помогали налаживать.

Спустя еще три месяца часть Василия Ефимовича перекинули под Киев. И опять летали ночами бомбардировщики, а солдат Долматов налаживал связь. Не один раз немецкие самолеты пытались разбомбить аэродром, на котором служил наш земляк. Рядом с ним погибали сослуживцы, многие были ранены… К счастью, молодому солдату Василию удалось уберечься от вражеских снарядов. Еще и еще перекидывали аэродром, на котором служил сибиряк.

- А потом нас отправили в Польшу, - вспоминает Василий Ефимович. – Тогда уже дело к победе шло, оставались считанные недели. А спустя некоторое время пришла весть о Победе! В Польше я заболел, застудил правое ухо. Меня отправили в Киев, в санчасть. А там доктора посмотрели, говорят: «Надо операцию делать». Тут как раз пришел приказ Сталина, что молодежь 1925 года рождения отправлять домой. Ну и я попал как раз под этот приказ! Врач мне один сказал, чтобы я ухо затыкал чем­-нибудь в дороге. Вот я и поехал домой. Оставил свой аэродром, свою радиостанцию и поехал.

В дороге Василий Ефимович подружился с танкистом, который ехал до Красноярска. Долгим был путь домой. Останавливались солдаты, ночевали в деревнях, ехали дальше. Так доехали до Свердловска. Здесь была пересадка и солдаты, перекусив, решили передохнуть на вокзале.

- Народу было – сесть некуда! – вспоминает ветеран. – Ну в уголке нашли местечко, я снял шинель, да прилег отдохнуть. А танкист, друг мой, остался следить за чемоданом. Просыпаюсь я, ни друга, ни чемодана! Такие дела… Остался с пустыми руками, хорошо хоть паспорт был в нагрудном кармане, да деньги на дорогу в нем лежали. Не мог я подумать, что так человек меня обманет! Ну ничего, потихоньку помаленьку добрался до Новосибирска, а там сел в пригородный электропоезд и двинулся в Болотное.

Куда идти молодому солдату? Круглый сирота, родителей и родственников не было… Однако, как признается Василий Ефимович, был один человек, о котором он вспоминал там, на войне, и которому писал письма. Однако ответа, почему то, так и не дождался…

- В родной деревне Смирновка осталась у меня девушка знакомая, ей-¬то я и писал, - говорит Василий Ефимович. - Решил поехать к ней. Приезжаю, она обрадовалась, увидев меня! Тут и выяснилось, что писем моих она оказывается не получала… Начали разбираться, и узнали, что в колхозе работала одна девушка, которая должна была относить эти письма. А она их разрывала да выбрасывала! Вроде как ревновала меня! Ну, мы все это узнали, объяснились и поженились.

А потом молодые переехали в Болотное. Первое время снимали домик, а потом и свой купили. Василий Ефимович устроился на железную дорогу и отработал 32 года в должности кондуктора.

Василий Ефимович очень скромно оценивает свой вклад в Великую Отечественную войну: «Я на войне был радистом. А рация не стреляет. Наша задача была – обеспечить устойчивую радиосвязь». Однако это не совсем справедливо, ведь именно хорошая связь – это правильно оцененная обстановка, вовремя принятые решения, это точная наводка для авиации и артиллерии, уничтожающих врага. Радиотелеграфисты почти не покидали радиостанцию. В иные ночи не снимали руки с радиотелеграфного ключа. От них требовалась выдержка, настойчивость, быстрота и точность. И всеми этими качествами обладал наш земляк Василий Долматов.

За свои заслуги Василий Ефимович отмечен разными наградами, в числе которых Орден Отечественной войны I степени и медаль «За боевые заслуги».

Мы желаем Василию Ефимовичу здоровья, счастья, благополучия, любви и внимания родных и близких!

Марина БОНДАРЕНКО

Комментарии (0)

Реклама
Каталог организаций