Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея

Народная летопись. Историю пишем сами!

18 апреля 2018
Летопись

Неизвестные страницы из жизни Марины Попович

В конце 2017 года ушла из жизни замечательная женщина, которую знали и которой восхищались во всём мире - это советский военный лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратная рекордсменка мира, полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, Член Союза писателей России Марина Лаврентьевна Попович.

Марина Лаврентьевна летала на самолётах самого разного типа, вплоть до сверхзвукового. Она участвовала в испытаниях самолётов в самых сложных режимах. Многие девчонки в 60-70-е годы мечтали стать такой, как Марина Попович. Даже моя младшая сестра со своей подружкой, будучи школьницами, написали письмо Марине на адрес Звёздного городка. Они по-детски наивно спрашивали совета, как стать такой, как она, Марина Попович. И ведь ответ от знаменитости пришёл! Марина советовала им быть упорными, хорошо учиться, а самое главное – следовать за своей мечтой. 
Просматривая биографию этой легендарной женщины, я прочитала, что школу она окончила в Новосибирске и если честно, то стало так обидно!
Да, в Новосибирске вырастали крылья будущей знаменитости. Но немногие знают, что мечты о небе, о крыльях, на которых можно туда подняться, крепли в нашем, Болотнинском районе, в далёкой маленькой деревушке под названием Пушкарёвка, которой сейчас даже нет на карте...
Детство для Марины Васильевой, как и для всех её сверстников, закончилось в 1941 году. 
Их деревню заняли фашисты. 
Маме Марины с тремя детьми чудом удалось выбраться из сожжённого села и отправиться в эвакуацию в далёкую Сибирь. 
В ноябре 1942 года эшелон прибыл в Новосибирск. Васильевы некоторое время жили в Ояше, а потом переехали в деревню Пушкарёвка Болотнинского района. Школы в деревне не было, и ребята из деревни Пушкарёвка ходили учиться в Варламовскую сельскую школу. Как писала в своём письме Марина Лаврентьевна, в школу она ходила до поздней осени босиком и очень часто потом ей снилось, как перепрыгивает через замёрзшие лужицы, от одной проталины до другой. Затем становится на руки, бьёт ногу о ногу, отогревая их... Каждый раз от этого она в ужасе просыпалась.
Жили они «на квартире» у Мартусовых, в хомутальне. Солома служила матрацем, простынёй и одеялом. Школа, летом работа в поле, приходилось даже пасти овец, которых она невзлюбила за их глупость и стадность. Даже баранину Марина Лаврентьевна, повзрослев, никогда уже не ела... Но несмотря на все трудности, жизнь в Пушкарёвке была счастьем после всего, что они пережили в оккупации. Были зимы с буранами-завирухами, были вёсны с незабываемыми жарками-огоньками (как их называла Марина, «маленькими земными солнышками»), были тёплые летние вечера, когда молодёжь собиралась в клубе или на поляне, и был голубоглазый баянист Коля Селезнёв, который давно запал в её сердце. 
И вкус первого поцелуя она тоже испытала на земле болотнинской.
Но самое главное - здесь родилась и крепла её мечта, мечта о небе, которой она долгое время делилась только с фотографией тёзки, знаменитой лётчицы Марины Расковой. Первым из близких людей, с кем она хотела бы поделиться своей мечтой, был её отец, который в 1944 году разыскал их в Пушкарёвке. Здесь Лаврентий Васильев впервые увидел своего младшего сына Коленьку. Погостив неделю, он снова уехал на фронт.
Учительница истории, Анна Васильевна Мануйлова вспоминала, что Марина училась старательно и много помогала в оформлении стенной газеты, активно участвовала в художественной самодеятельности. Одета была очень бедно, и учителя решили помочь ей. Через райсовет достали одежду и обувь.
А одноклассники отмечали её упорство в достижении поставленной цели. Особенно их удивляло, как девочка «боролась» со своим низким ростом. Когда в свободную минуту другие ребятишки играли, Марина висела вниз головой, зацепившись ногами за перекладину турника.
А потом пришла такая долгожданная Победа! И в 1947 году Марина Васильева поехала поступать в Новосибирский авиационный техникум. Это было полуголодное, но счастливое время приближения к своей мечте. 
Но однажды произошёл такой случай, который чуть не оборвал её мечту, да и поставил на грань саму жизнь. А произошло следующее.
Чтобы как-то поддержать себя и своих девчонок по комнате в общежитии, Марина решила съездить в Пушкарёвку за картошкой. Было холодное и снежное начало марта. Ехала «зайцем», но кондуктор был добрым человеком, он понимал, как трудно жилось после войны студентам, и она благополучно доехала до Болотного. О рейсовых автобусах тогда и не мечтали, машин на базаре не оказалось, и Марина пошла пешком. А до Пушкарёвки целых 20 километров! Голод и усталость свинцом наливали тело, вокруг был только снег, холод, одиночество... Сгущались сумерки. Больше всего Марина боялась встречи с волками. И тут она услышала звук мотора, а потом показался и сам трактор. Рядом с водителем сидел ещё один пассажир. Еле упросила довезти её хотя бы до деревни Варламово.
Марина привязалась верёвкой к волокуше, и трактор двинулся вперёд. Мороз крепчал и Марина стала замерзать. Ног уже совсем не чувствовала, руками не могла пошевелить, а одежда превратилась в ледяной панцирь. А в кабине, видно, забыли о ней. Очнулась она от женского голоса, который ругал трактористов. Другая женщина узнала её и сказала, что это замёрзла дочка Анисьи из Пушкарёвки. Марина помнит, что её положили в холодную воду, затем растёрли самогоном и влили его ей в рот. Потом был настоящий ад. От нестерпимой боли она теряла сознание. Потом - запах нашатыря и расплывающиеся лица людей. 
Очнулась уже в больнице города Болотное. Забинтованы руки и ноги, от высокой температуры и нестерпимого кашля мутилось сознание. И только одна мысль билась в её голове – страх потерять небо. Она должна жить, чтобы летать!.. 
И Марина решила бороться за жизнь – утром гимнастика, прогулки по палате, а потом и по коридору. Часто её навещала директор Варламовской школы Ксения Ивановна Бахтина, которая много рассказывала девушке о людях, сумевших победить смерть. И потихоньку дело пошло на поправку. Но только в середине мая Марина вернулась в Новосибирск.
В нашем музее есть значительный материал о жизни семьи Васильевых в Болотнинском районе. Это письма самой Марины Лаврентьевны, её книги, фотографии с дарственной надписью, грамоты и медаль, удостоверение Ударника коммунистического труда, дневниковые записи учительницы немецкого языка Корнеевой Натальи Борисовны. Изучая этот материал, мы открываем неизвестные страницы жизни нашего Болотнинского района в годы Великой Отечественной, а также прослеживаем историю судьбы знаменитой Марины Попович.
Т.Н. Хомченко
(использованы материалы с сайта letopisi54.ru) 

 

 

Комментарии (0)

Реклама
Каталог организаций