Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Фотогалерея
Главная Общество Письма фронтовика

Письма фронтовика (Продолжение. Начало в газете "Наши новости" №19 от 9 мая)

16 мая 2018
Письма фронтовика

 25 июля 1945 года.

Шура, Сибирь снова заговорила со мной твоими устами, как хорошо чувствовать себя сибиряком, когда не только мы сами, но и другие отдают нам честь…
Мне пришлось не раз слышать дифирамбы нашей Сибири. Один поляк говорил мне, что из всех, кто прошёл мимо него за эту войну, больше всего помнит он сибиряков – хорошие люди. 
А вчера другой «пан», услышав, что я - «сибирский медведь таёжный», рассказал, как недавно был у него тоже сибиряк, да такой хороший, что и сказать нельзя. «До раны приложить можно», - понимаешь?
Не будет хвастовством сказать, что сибиряки любят Человека, не говоря уже о том, что за него и за Родину могут драться до конца. Бои под Москвой и у Сталинграда, как и все другие сражения, связаны с этим именем - «сибиряки».
В 1943 году на плацдарме у Днепра я видел в бою 18-летних юношей-сибиряков. На рост - малы, но воевали замечательно…
Что ж, написать тебе ещё кое-что о Польше? В одном из «склепов» (магазинов с капустой, лимонадом и толстыми торговками) видел я надпись: «Просим не разговаривать о политике!» Торговля - чистое искусство. А население жалуется, что за день не заработаешь на курево: в этих внеполитических магазинах папироса стоит 2 злотых…
Вчера со мной был приступ нежности, которого давно уже я не чувствовал. Остановились в домике, где день назад родился новый «пан». Я ещё не встречался в жизни с таким фактом. Установивши приёмник на самую торжественную музыку, я сел у кровати молодой, ещё бледной матери и долго смотрел на них обоих, говорил неожиданно пришедшие тёплые слова о том, какое это великое, святое слово - «мать». А мать всё время счастливо смеётся. Муж у неё в армии, ещё не знает, бедняга, чем его порадовала супруга. А я до того расчувствовался, что даже, кажется, пел «Темную ночь». «Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь…» Если бы тот поляк знал эту песню, он её пел бы. Вот я пел матери за него…
Сестрёнка, будь здорова! привет всем. Жму руки.
Михаил

Опять пишу ночью, Шура!

Это потому что привёз мне наш «местный Харитоша» твоё письмо уже вечером, и разве можно откладывать на завтра ответ на такое чудесное письмо! И, как несколько дней назад, пишу у приёмника - ничего не изменилось. Ночь в разбитом городке ничем особенным не выделяется - серая немецкая ночь, бессильная скрыть в темноте торчащие чёрные трубы разбитых домов, никак не располагает к романтическим переживаниям.
А у нас в Сибири, наверное, хороши ночи?! Вот я и говорю с тобой, брожу, как лунатик, ночью по родным местам с родными людьми, забыв, что на моей сегодняшней квартире (одной из немецких уцелевших) ещё не закрашена вывеска «Hilbert Prasse», хотя уже висит польский флаг, что далеко-далеко мне ещё до ночей русских…
Как часто сейчас в письмах пишут это слово - встреча, и какой она всё-таки будет неописуемо прекрасной, радостной! Когда-то писали: «Эх, как бы дожить бы»…, теперь - «Скорее бы уже»… Для меня, пожалуй, ещё не скоро; что поделаешь? - «Дружба - дружбой, а служба - службой». Хорошо ещё, что никто особенно не ждёт встречи со мной, а то бы поседела, ждавши.
И знаешь, Шура, как мне поэтому дорого и приятно твоё волнение за мою жизнь в те тревожные дни - потому тревожные, что можно было, не дожившим до сегодня, погибнуть вчера, в последний день или час войны. Теперь это уже прошлое, теперь уверенная радость царит во всех и во всём. Русские люди идут домой из Франции и Италии, тысячи репатриированных спешат домой, и многие матери уже, наверное, плачут от радости, а не от горя, как раньше (а всё же вчера пришлось мне встретить старушку - милую русскую старушку, поведавшую мне со слезами своё горе: сын её как-то разлучился с нею - они вместе работали в Германии. Теперь она свободна, а сын - «Колька-то мой, большой уж, в Германии вырос, а где он сейчас, Колька-то мой?»… Я постарался убедительно доказать ей, что всё будет хорошо. И вправду: я каждый день почти слушаю по радио, как сообщают люди о себе - «жив, здоров, еду домой». А о них три-четыре года ничего не слышали дома!).

2 сентября

Дорогая сестрёнка!
Поздравляю с днём праздника победы над Японией! Только что слушал по радио Иосифа Виссарионовича - первого среди победителей. Какое время! «Миссури» вошёл в историю, как он вошёл в Токийскую бухту. Улыбаются ли сегодня японцы? Ведь они, улыбаясь, вспарывают себе живот. Но сегодняшний день для них - хуже харакири.
А нам «жить да жить, сквозь годы мчась»…
Будь счастлива! Обнимаю на радостях - Михаил.

(На снимке: ветеран Великой Отечественной войны Михаил Сурганов.)
 
Подготовила 
Юлия Степаненко

 

Комментарии (0)

Реклама
Каталог организаций