Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея
Главная Общество Удержавшие беду

Удержавшие беду

25 апреля 2018
Удержавшие беду

Об этом мало говорят, но за 29 лет до аварии на Чернобыльской станции, в засекреченном уральском городе Челябинск-40 произошла первая в истории СССР атомная катастрофа. Тогда 29 сентября 1957 года произошел взрыв на ядерном комбинате «Маяк». Долгое время авария была засекречена, да и произошла она за 29 лет до Чернобыля, более 60 лет назад. И пусть для многих из нас это далекое прошлое, забывать об этих событиях нельзя. Только представьте, выброс радиации при аварии 1957 года оценивается в 20 миллионов Кюри. (для сравнения, выброс Чернобыля - 50 миллионов Кюри). Несмотря на то, что источники радиации были разные: в Чернобыле - ядерный энергетический реактор, на Маяке - ёмкость с радиоактивными отходами, последствия этих катастроф схожи. Тысячи людей, которые оказались подвергнуты радиации, огромные площади заражённой территории, люди, ставшие беженцами в один миг, и конечно, героизм ликвидаторов…

Своими воспоминаниями об аварии в Челябинской области с нами поделился житель поселка Дивинка Николай Никитич Никитин. В этом году ему исполнилось 84 года, но до сих пор он помнит тот страшный день - 29 сентября 1957 года. Это произошло во время его срочной службы в армии в Челябинске. Стоит сказать, что место службы Николая Никитича было засекречено. Он и сейчас не готов рассказывать обо всем, что происходило в те годы, ведь тогда он подписывал документ о неразглашении информации. Уже спустя много лет после этого события, Николая Никитича вызвали в военкомат и вручили удостоверение, в котором значилось, что он - ликвидатор аварии 1957 года на производственном объединении «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Это было уже в конце 80-х годов. А сразу после окончания службы молодой человек не рассказывал о том, что ему пришлось пережить, даже самым близким людям.

- Я тогда жил в Прокопьевске, - вспоминает Николай Никитич. - После окончания горно-промышленной школы, работал в шахте электрослесарем. И вот мне пришла повестка в армию. Как сейчас помню: была пятница, а явиться в военкомат нужно было уже в воскресенье. В срочном порядке я собрал необходимые документы, получил расчет на работе и в воскресенье явился в место сбора. А потом началась моя служба в Челябинске. Всё шло хорошо, занимался спортом: тяжелая атлетика и гимнастика. Был в команде части по тяжелой атлетике и не раз занимал первые места в соревнованиях. В одну из ночей я стоял в карауле. Мы охраняли объект, который находился в метрах 100 от нас. И вот ночью срочная тревога - на объекте начался пожар. Мы побежали к месту возгорания. Дальше всё как в тумане… Очнулся я уже в госпитале. Лицо обгорело, долгое время лежал без сознания. Когда пришел в себя, думал уродом останусь - лицо было настолько обожжено, что рот с трудом открывался. Как узнал от сослуживцев, загорелись радиационные отходы на ядерном комбинате «Маяк». Потом была эвакуация населения и солдаты прочесывали территорию, чтобы ни одного человека не осталось на зараженной территории. После госпиталя я вернулся в часть и служил дальше.

После окончания службы Николай Никитич вновь вернулся в Прокопьевск. Вспоминает, что первое время очень мучился от головных болей, давление было сильно понижено. Сказывались последствия катастрофы в Челябинске. Несмотря на это, он окончил горный техникум и вновь приступил к работе в шахте. А потом с ним случилась новая беда. Николай Никитич попал в автокатастрофу, после которой оказался в больнице. Перенёс тяжелую операцию, долго восстанавливался. Здоровье было подорвано, и о возвращении в шахту речи уже не было. Тогда Николай Никитич вместе с семьей переехал в Болотнинский район и поселился в Дивинке.

- У моей жены в Болотном жили родственники, - рассказывает Николай Никитич. - Вот и решили переехать сюда, в Дивинку… Я на месте сидеть не привык, да и возраст еще позволял. Поступил в Колыванский сельскохозяйственный техникум и отучился на агронома. Работал в Дивинке учетчиком полеводства, бригадиром полеводства, мастером. А потом меня поставили управляющим птицефабрики. Когда мне исполнилось 50 лет, оформил пенсию, так как у меня было 10 лет стажа в шахте. Затем работал агрономом в вагонном депо - организовывал подсобное хозяйство. Потом вновь попал в больницу, перенес операцию… А после работал в заготовительной конторе в Дивинке.

Несмотря на проблемы со здоровьем, Николай Никитич сидеть на месте не привык. Всю жизнь он трудится и ведёт активный образ жизни. Его общий стаж - 46 лет. И сейчас, будучи на пенсии, занимается Николай Никитич домашними делами, активно участвует в спортивных соревнованиях, которые организует общество инвалидов. И каждый год в апреле встречается с другими жителями нашего района, которые тоже принимали участие в ликвидациях аварий Чернобыля и Челябинска. Чтобы вновь вспомнить страшные события тех дней, эхо которых будет звучать еще не одно десятилетие.

Марина СОЛОВЬЕВА

Комментарии (0)

Реклама
Каталог организаций